Взаимосвязь нарушения нейронных связей и развития вегетососудистой дистонии у детей

« Назад

Взаимосвязь нарушения нейронных связей и развития вегетососудистой дистонии у детей  06.05.2016 23:59

Психическая и психофизиологическая работа мозга подчиняется определенным принципам и законам. В связи с этим учеными введены специальные понятия и категории, так как реализуемые на разных уровнях функционирования центральной нервной системы, эти принципы и законы необходимы для анализа и интерпретации любых нарушений, возникающих при поражениях мозга. Изучая труды Бродмана, Хомской Е.Д., Фогта О., Фогта Ц., Лурия А.Р., мы находим, что ими выявлено более 50 различных участков корковых цитоархитектонических полей, в которых нервные элементы имеют свою функциональную и морфологическую структуру. Кора головного мозга, подкорковые структуры, периферические центры организма связаны волокнами нейронов, которые образуют несколько типов проводящих путей, связывающих между собой различные отделы центральной нервной системы. Нарушения проводимости приводят к дисфункции мозга.

         Вопрос о дисфункциях и вегетативных нарушениях рассматривался учеными в клинической картине неврозов. (B. Wichmann, H. Eppinger, L. Hess (1909). Для обозначения нарушений центральной нервно-вегетативной регуляции и функциональных нарушений нервной системы с доминирующими вегетативными расстройствами использовались различные термины. Основные из них: «нейроциркуляторная астения» (H. Oppenhaim; 1918), «диэнцефалоз» (Я.А. Ратнер); «нарушение равновесия вегетативной нервной системы» (Ф.К. Кессель, 1941); «вегетативные дисфункции» (Н.К. Боголепов, 1954); «вегетативно-сосудистая дистония» и др. Вегетососудистая дистония встречается довольно часто у взрослых – (70-72%). У детей встречается реже,  примерно 13-25%.  Клинические проявления вегетососудистой дистонии у детей выражаются в неврозе страха, дыхательных нарушениях, позывах на дефекацию, усиление перистальтики кишечника, нарушении сна, двигательном беспокойстве и др.

         Предполагается, все патологические процессы в нервной системе начинаются с повреждения тканевых элементов центральной нервной системы, в первую очередь – нейронов. Также необходимо учитывать состояние межнейронных структурно-функциональных связей. Причины повреждения нейронных связей могут быть экзогенными и эндогенными. Экзогенные факторы, как правило, имеют физическую, химическую, биологическую природу и могут быть психогенными. Это могут быть психотравмирующие ситуации, просмотр детьми мультфильмов – ужастиков (особенно в ночное время), различные устрашающие образы (баба Яга заберет, Бабайка унесет и т.д.), громкие внезапные звуки, неприятные ощущения.

         К эндогенным факторам относятся следующие: нарушения циркуляции крови и ликвора в головном мозге, дисбаланс биологически активных веществ (гормонов, нейромедиаторов, цитокинов), гипоксия, эндокринные заболевания, нарушения водноэлектролитного и теплового гемостаза организма.

         При большинстве форм повреждения ЦНС является повреждение нейронов, нарушение межнейронных взаимодействий, расстройство интегративной деятельности нервной системы.

         Целью работы было исследование, направленное на выявлениевзаимосвязи нарушения нейронных связей и развития вегетососудистой дистонии у детей дошкольного возраста.

         Решались задачи выявления взаимосвязи нарушения нейронных связей и развития вегетососудистой дистонии у детей дошкольного возраста.

         Испытуемые и методика исследования

         В исследовании приняли участие 50 детей из дошкольных образовательных организаций  в возрасте пяти лет. Из них 30 мальчиков и 20 девочек. Дети имели психиатрические и неврологические диагнозы (в соответствии с данными медицинской карты). Проводилось индивидуальное обследование каждого ребенка с помощью медико-психологических методик. В диагностике учитывалось нейрофизиологическое развитие детей, их генетическая наследственность. Для достоверности результатов исследования использовался клинико-биографический метод диагностики родителей детей с их согласия.

Клинико-психологические    характеристики внутренней картины болезни при вегетососудистой дистонии у дошкольников (данные опроса родителей)

                                                                                         Таблица № 1

Варианты внутренней картины болезни

Синдромы в оценке психолога

Жалобы родителей

Вид протекания вегетативной дисфункции

Степень осознания причин вегетативных дисфункций у детей родителями

Депрессивный, соматоцентрированный

Астения, утомляемость, капризы

Плохой сон, потливость, вялость

Нервно-психическая слабость,  раздражительность, частая смена эмоций

Средний уровень осознанности

Депрессивный, психоцентрированный

Депрессивный психастения

Астенические, отрицательные эмоции преобладают, страхи ночные

Демонстративный,

привлекающий внимание, полиурия при волнении, бывают судороги.

Средний уровень осознанности

Фобический, соматоцентрированный

Ипохондрия, фобии,  трудности засыпания

Реактивный немотивированный страх, фобии, астения

Требующие внимания и защиты.

Низкий уровень. Считают, что это блажь ребенка

Фобический психоцентрированный

Фобии, истерия

Фобии, неосознаваемый страх, астения

Требующие внимания и защиты.

Средний уровень.

 

Анализируя данные опроса родителей детей, страдающих вегетососудистой дистонией, можно предположить, что механизмы повреждения нейронов могут носить специфический и неспецифический характер. Из таблицы видно, что устойчивая фобическая симптоматика может быть дифференцирующим признаком при определении внутренней картины вегетативного расстройства.

Для подтверждения результатов опроса родителей, была использована методика физической пробы, которая значительно расширяет возможности объективной оценки вегетативной дисфункции у детей. Детям предлагалось участие в подвижных играх по заранее подготовленному плану. Длительность игр варьировалась от 5 до 10 минут. Дети из контрольной группы, предположительно имеющие в анамнезе вегетососудистую дистонию, заканчивали игру раньше, теряли интерес к игре. У некоторых детей отмечалось покраснение шеи, лица, а у некоторых испытуемых на пятой минуте игры появлялась сильная потливость, даже волосы были мокрыми. У некоторых детей отмечалось чрезмерное возбуждение после подвижной игры. Они не могли успокоиться, их эмоции становились более лабильными, присутствовала раздражительная слабость. Что подтверждает взаимосвязь нарушения нейронных связей и развития вегетососудистой дистонии у детей.

 

Нейропсихологические методы исследования

 

1.Исследование эмоциональных реакций.

В работе были использованы метафорические карты для детей 5 – 7 лет. Тематика карт «Мерлин-Путешествие». Этот набор ассоциативных карт позволяет ребенку пробудить воспоминания, в которых запечатлены духовность и внутренняя свобода. Они помогают раскрыть внутренние резервы организма и возможные нарушения эмоциональной сферы.

Ассоциативные карты «Ежкины сказки». Позволяют диагностировать фобические расстройства.

2.Исследование зрительного гнозиса.

Тест «Узнавание нереального изображения». Детям предлагается изображение «Нелепицы». Обращается внимание на правильность узнавания допущенных художником ошибок. Возможные нарушения (Глозман Ж.М., 1999).

- импульсивность в гностической сфере, приводящая к нарушению узнавания предметов;

- псевдоагнозии при нарушении контроля за выполнением задания;

- игнорирование части предметов зрительного поля;

- первичная предметная агнозия.

Бальная оценка выполнения пробы от 0 до 4.

3. Исследование внимания.

Методика Р.С. Немова «Найди и вычеркни», с помощью которой исследуется устойчивость и продуктивность внимания. Детям предлагались бланки, на которых изображены геометрические фигуры – треугольники и квадратики. По сигналу «Начинай» дети должны были вычеркнуть только треугольники. Работа длится 3 минуты. При обработке результатов учитывалось количество фигур, просмотренных за 3 минуты, и определяется количество ошибок, допущенных в работе. Необходимо отметить, что у двоих испытуемых отмечалось небольшое повышение температуры из-за волнения и ограниченного времени выполнения работы. Это было отмечено воспитателем группы.

 

Результаты и их обсуждение

 

Данные нейропсихологического исследования

Таблица 2.

Нейропсихологические методики

Результаты обследования детей с вегетососудистой дистонией

Возрастная норма

«Мерлин-путешествие»

Реакция на исследование не однозначна. Быстрее уставали и теряли интерес мальчики. Из 50 детей 8 детей вообще не смогли выбрать 4 карты и разложить их в желаемом порядке.

Умение разложить и провести аналогию по 4 картам

«Ёжкины сказки»

У 36 детей отмечены ситуативные страхи и тревога. Из 50 детей 8 детей не смогли проанализировать 4 карты, отвлекались, требовали большее количество карт. И 1 ребенок отказался участвовать в эксперименте. Он устал после выполнения первой пробы.

Умение разложить и провести аналогию по 4 картам

«Нелепицы»

Средний балл выполнения всеми детьми 2. Один ребенок не выполнил задание. Девять детей получили по 4 балла.

4 балла

«Найди и вычеркни»

10 б- не набрал никто из детей

8 б- набрали 3 ребенка

5 б- набрали 18 детей

4 б- набрали 11 детей

3 б- набрали 17 детей

2 б- наблал 1 ребенок

 

10 б – продуктивность очень высокая

8-9 б – продуктивность высокая

4-7 – продуктивность средняя

2-3 – продуктивность низкая

0-1продуктивность очень низкая

Формула определения внимания

S=3*N-3*n

 

         Выводы по проведенному исследованию. При обработке данных нейропсихологического исследования учитывалась направленность комплекса  приемов, адекватных для достижения нейропсихологической диагностической цели, учитывался индивидуальный подход, системность в динамической организации функций и всестороннего охвата симптомов, развитие которых подлежит прогнозированию и коррекции. Исследование проводилось не только с целью фиксирования нарушения нейронных связей и связанных с этим вегетативных расстройств, но и выявлялись его механизмы. При поврежденных нейронных связях интерпретация полученных результатов отражала компенсаторные следствия.

         Из данных таблицы мы видим, что у большинства испытуемых детей нет целостного сигнала ЦНС во взаимосвязях с другими сигналами, что обуславливает интегрированность  чувственного отражения детьми объективной реальности. Это видно по методикам «Мерлин-путешествие» и «Ёжкины сказки». По методике «Нелепицы» видна стойкая селекция информации в промежутке от рецептора до проекционного поля с целью предотвращения избыточности, приоритета новизны и изменчивости отсутствует.

         По методике «Найди и вычеркни» - параллельная многоканальная переработка информации сужена, надежность восприятия требует корректировки.

         Отсюда следует, что анализ информации с помощью нейронов – детекторов, специализирующихся на формировании возбуждения, вызываемым физическим и интеллектуальным раздражителем не проводится в полной мере.

 

Заключение

 

Проведенное исследование показало, что существует взаимосвязь нарушения нейронных связей и развития вегетососудистой дистонии у детей. Механизмы расстройств интегративной деятельности нервной системы заключаются в нарушениях функционирования одного или нескольких звеньев нервной системы: центрального, афферентного и эфферентного. Центральные нарушения характеризуются расстройствами процессов анализа афферентных сигналов, синтеза и генерации эфферентного сигнала нервными центрами. Афферентные нарушения предположительно связаны с расстройствами восприятий различных воздействий и проведение сигнала от афферентных структур к нервным окончаниям. Эфферентные расстройства заключаются в расстройстве проведения сигналов из центра НС и их восприятия исполнительными структурами. Такие расстройства приводят к нарушению деятельности функциональных и физиологических систем организма.

Полученные экспериментальные данные позволяют сделать вывод о том, что вегетативные расстройства у детей дошкольного возраста явление не единичное и причина тому нарушения нейронных связей в коре головного мозга.